#ДавайтеОбсуждать

«Дурак ты, дурак! Что ты здесь забыл?»

Нынешний собеседник нашего проекта #ДавайтеОбсуждать не боится острых тем и провокационных вопросов. Поэтому его часто зовут на телеэфиры. Этот ролик на YouTube с его участием посмотрели 1,5 миллиона человек, под видео — почти 9 тысяч восторженных комментариев.
Мы давно дружим и потому решили спрашивать прямо и обо всём.
Про имперские амбиции, ересь «русского мира», ложь Кремля и отличия россиян от украинцев — откровенно говорим с игуменом Валерианом (ГОЛОВЧЕНКО).

Человек ли ты?

— Отче, складывается впечатление, что 24 февраля мир стал просто другим. А мы никак не поймём этого и пытаемся жить ещё теми, довоенными представлениями. Как сейчас себя перестроить и воспринимать реальность как она есть, а не какой мы её запомнили до вторжения Российской Федерации?

— Лично для меня война не стала неожиданностью. Я её ждал. Не потому, что прозорливец. Известно, что прозорливость бывает трёх видов: от Духа Святого — то, о чём человеку говорит Бог; от дьявола, который извещает своих приверженцев о гадостях, которые он собирается сделать; и есть прозорливость от опыта, когда человек умеет анализировать поступающую информацию и делать выводы.

Я вполне предполагал широкомасштабную российскую агрессию — не активность так называемых «отпускников» или добровольцев, а именно войну, развязанную регулярной российской армией. Я думал, это начнется в 2015 году. Но не учёл беларусский фактор. Там нужно было провести псевдовыборы, а потом аккуратненько, в стиле чьих-то известных многоходовочек, «слить» информацию беларусскому народу, чтобы вывести их на вполне ожидаемый мирный протест. Потом «закошмарить» беларусов именно ментовским беспределом так, чтобы выявить всех недовольных, несогласных и обезопасить беларусские власти именно в те дни, когда с территории Беларуси к нам вторгнутся российские войска.

«Кто в армии служил, тот в цирке не смеётся». Я служил. И когда в конце 2021 года стала поступать информация о концентрации российских войск на границе с Украиной, уже было очевидно, с какой целью. Потому что выгонять из мест постоянной дислокации любое воинское подразделение куда-то в «чисто поле» просто так никто не будет. Хотя бы потому, что это экономически нецелесообразно. То есть война была вполне ожидаемой.

Скажу честно. В первые дни, когда всё началось, я был в Киеве и никуда не прятался. Ещё в армии у нас говорили: «Не беги — умрёшь уставшим». Как известно, во время бомбардировки или обстрела нельзя пользоваться лифтом, потому что можно оказаться заблокированным. А при моём состоянии здоровья бегать вверх-вниз в укрытие достаточно проблематично. Поэтому я оставался дома.

Это было благословенное время… Бомбардировки, обстрелы для меня стали особенным временем молитвы за себя, за своих близких, за тех, кто мне дорог. Я думал, если станет совсем тяжело, я пойду к своей маме в соседнее парадное, мы обнимемся, и, если Господь благословит смерть в этот момент, значит, так оно и будет.

— Промыслительно, что начало войны пришлось как раз на Великий пост.

— Мы привыкли формализовывать свой пост: этого не есть, столько-то раз прийти в церковь. А в этот раз Великий пост получился каким-то скомканным, смазанным. Кто-то мог себе позволить есть постную еду, кто-то ел то, что удавалось найти в ещё работающих магазинах. Поразительный момент! Господь как бы спрашивает каждого человека:

«Кто ты? Верен ли ты Мне? На своей ли земле ты живёшь? На своей ли земле стоишь? Верен ли ты своему народу? Дороги ли тебе твои соседи, живущие в доме? Человек ли ты?»

Я сейчас скажу слова, которые, быть может, многих шокируют. Эта война была нужна нам. Мы не хотели её, но Промыслом Божьим она оказалась нам полезной, хоть и пришлось заплатить за неё очень высокую цену — цену боли и страданий, человеческих жизней, жизней наших детей.

Почему война была нам нужна? Мы стали нацией, мы стали собой! Под влиянием совершенной российской пропаганды нам постоянно навязывались определённые мысли и стереотипы. Не буду их перечислять, их и так все прекрасно знают. Но у некоторых оставались иллюзии по поводу «русского мира». С момента российской агрессии эта дурь улетучилась в один момент.

Один мой знакомый считал, что русские придут и нас спасут. Вся эта «вата» испарилась из его головы 24 февраля. Он взял в руки автомат и пошёл защищать свою землю. Как только он увидел первый русский танк, «боевых кадыровцев», бурятов и прочих похитителей нижнего белья и унитазов, — всё, его сразу отпустило. Он понял, что нужно сражаться не за какую-то гипотетическую власть или свободы, а за свой дом, за свою семью.

Очень многие вопросы разрешились сами собой. Для украинцев стала очевидной ложь Кремля. В чём с 24 февраля нас только не обвиняли: «нацисты», «заражённые птицы», «химические лаборатории». Российские солдаты, когда попадали сюда, при всей пропаганде, утверждавшей, что они идут воевать с какими-то вымышленными нацистами, увидели, что поднялся весь народ, что люди не встречают их с пирожками и цветами.

Мы заслужили право быть собой не только в глазах всей Европы, но и всего мира. Мы стали символом. Символом отваги, символом славы. Мы сказали: «Дайте нам только оружие, и мы сами защитим свою Родину».

В любую победу, даже в соревновании по бегу, если не вложить свой пот, свой труд и слёзы, она не будет иметь никакой ценности. Это как купленная на базаре медаль. Мы заслужили победу своим подвигом.

Я, например, нисколько не сомневался, что Киев не попадёт в руки врагов, что вражеский солдат не будет здесь! Потому что стоило мне только пообщаться с ребятами из ВСУ, Нацгвардии, Теробороны, всё встало на свои места. Они говорили: «Батюшка, не бойся. В Киев мы врага не пустим!» И они выполнили своё обещание.

Совместить несовместимое

Во всём действует Промышление Божие. Есть катехизическое определение Промысла Божьего — это когда Господь всякому добру вспомоществует, а зло либо искореняет, либо направляет ко благим последствиям. То есть нет худа без добра. Если Господь попускает какие-то скорби, значит, в этом есть Его определённый план.

Вот смотрите. Я ещё коснусь темы основного отличия между россиянами и украинцами, но украинский народ более склонен к свободе и демократии. Народная поговорка гласит: «Де чотири українці, там три гетьмани». Мы сами себе хозяева. Это даже в быту проявляется. Даже оккупантов поразили асфальтированные дороги в сёлах и ухоженные хаты. Украинцы не ждут, что им власти что-то сделают, они сами хозяйничают на своєму подвір’ї.

И именно, исходя из национальных черт, мы всегда недовольны своей властью. Тот президент не такой, этот не подходит. Я помню, что после выборов было… Сколько претензий к Зеленскому! Все из серии «он, наверное». Но он прекрасно себя проявил как достойный президент и гражданин. Прекрасный! Это тоже Промышление Божие — что в этот период у нас оказался именно такой глава государства.

— Стала расхожей его фраза «Мне нужна не эвакуация, а оружие».

— Да. Именно!

Самое большое различие между украинцами и русскими — это то, что украинцам абсолютно чужды имперские идеи. Ну вот не хотим мы быть жителями империи.

Представьте себе на секундочку, что такое имперская прерогатива. Давным-давно была Римская империя. Какой-либо солдат, попав в римский легион из Малой Азии, Армении, Египта или любой другой страны, на вопрос «Кто ты?» горделиво отвечал: «Я — римлянин!» Хоть он этого Рима в глаза не видел, но он сражался за Рим! И он хотел, чтобы кругом царствовал Рим.

Точно так же в России. Под действием очень совершенной пропаганды они мечтают жить в империи. Общаясь с россиянами, ты понимаешь, что очень многие из них хотят, чтобы везде наступила Россия. Многие говорят: «Но мы же один народ». А ты попробуй задай встречный вопрос: «Ну, и какой же мы народ?» И сразу услышишь: «Русский». Поэтому всякий бурят, калмык считает себя русским.

И вдруг эти люди с ужасом узнают, что есть кто-то, кто не хочет быть русским, не хочет жить в России. Как так? Для них это шок. У них мозги заточены под то, что все вокруг только этого и хотят. А мы не скрываем, что хотим жить как чехи, болгары, эстонцы, финны, поляки — своей тихой государственной жизнью, наводить порядок в своём государстве, а не во всём мире, типа Сирии. Что мы там забыли?

Да, российскому сознанию нужна имперская идея. Либо это будет Российская империя, либо второй СССР.

Кстати, вот ещё дичь — попытки совместить несовместимое. Тут тебе и Николай II, и «великий» Сталин, Иван Грозный, Григорий Распутин. Тут тебе и Брусиловский прорыв, и «железные ребята» из НКВД. Из советских идей, из имперских представлений пытаются сделать некий конгломерат, в котором бы нашлось место всему.

За примером далеко ходить не надо. Есть такой юмористический раздел литературы, но для тех, кто хорошо знает историю. Дело в том, что российские писуны (не путать с писателями) любят сочинять фантастику о том, как некий современный россиянин попадает в прошлое и помогает князьям выстроить выдуманную сейчас, мифологизированную Святую Русь. Да ещё и с коммунистическим налётом. А главный герой по сюжету обязательно познакомит Николая ІІ с молодым Иосифом Джугашвили, подружит их и вместе они сделают то, чего современному россиянину так не хватает.

Им кажется, что когда-то давно всё было замечательно. Была Святая Русь, а до неё святая Византийская империя. Все были хорошие, благочестивые. Но если вы внимательно почитаете историю Византийской империи со всеми церковными смутами, то поймёте, что живёте не в самые худшие времена. Бывало время и подлее.

То же самое можно сказать о временах Святой Руси. Очень хорошо сказал историк Владислав Дятлов: когда стоишь на ночной дороге и смотришь вдаль, кажется, что все огоньки сливаются в одну сплошную линию, что там светло и всегда праздник. А здесь, рядом с тобой, фонарные столбы отстоят один от другого на целые сотни метров и сплошная темень.

Так и при взгляде на историю. Мы видим только эти огоньки, светочи. Ведь о них, в основном, упоминают книги. А не о каких-то там пересічних громадянах и рядовых злодеях. Наверное, в духовном плане современному человеку очень важно увидеть вот эти огоньки не в далёком прошлом, а рядышком с собой.

— Вы упомянули Римскую империю. В связи с этим хочу отметить, что многие начали проводить параллель, что Украина сейчас — это новый Израиль. Я журналист и работаю с одним израильтянином. Он говорит: «Ребята привыкайте! Мы постоянно живём рядом с врагом, и вы привыкайте, что рядом постоянно будет сосед, который хочет вас уничтожить».

— Да, с нами живёт сумасшедший сосед. Так к этому давно надо было привыкнуть. С 1991 года.

Мне кажется, ещё один вывод из этой истории — огромное разочарование…

Знаете, почему я говорю, что российская пропаганда — это совершенная система? Когда появился на политическом небосклоне Путин, ещё в 1999 году, ни у кого не было сомнений, что он сменит Ельцина. В первые годы правления многие были очарованы им, и я не исключение. Многие говорили: «Нам бы такого!» Практически идеальный правитель, не делающий грубых ошибок. Да, поступающий по каким-то старым сценариям, но извлёкший из тех сценариев определённые уроки.

Я не буду подробно расписывать, но многие восхищались его виртуозными многоходовочками. Понятно, что не сам он их придумывал, но собрал вокруг себя команду способных людей. Глядя на всё это тогда, я однажды сказал себе такую фразу: «Да он вообще идеальный правитель!» И тут же вспомнил, кого называли святые отцы «идеальным правителем».

Идеальный правитель — это идеальный манипулятор. Обольститель. Да, Путин — обольститель. Он «мягко стелет, но жёстко спать». Не буду заниматься его обсуждением или осуждением, но как-то сразу вспоминаются слова святителя Игнатия (Брянчанинова), сказанные им в письмах ещё в ХІХ веке о том, что антихрист никогда не придёт в Россию. Он придет из неё. Потому что ни один народ так не желает иметь над собой земного царя, который заменил бы ему Царя Небесного.

Что такое эта имперская идея и покорность земному царю? Такая покорность снимает с человека всю этическую и моральную ответственность: «Мы не знали — нам приказали. Приказали убивать стариков, женщин и детей. Это ж царь сказал. Он начальник, я дурак. Его Бог поставил. Вся ответственность на нём».

И если посмотреть внимательно на историю Византийской и Российской империй, сколь многих людей отравили именно этой идеей — перекладывать ответственность на других.

«Мы не знали…» У меня одновременно смех и негодование вызывал лепет пленных российских военнослужащих, которые говорили: «Мы не знали. Нам сказали “едем на ученияˮ». Либо они лжецы, либо идиоты. Потому что когда солдату выдаётся полный боекомплект, техника полностью загружена для боевых действий, не понять и думать «мы едем на учения» (перестрелять друг друга, что ли?) может только идиот.

Но потом оказалось, что там просто очень качественно промыты мозги. Путин создал действительно совершенную систему пропаганды с множеством говорящих голов в телевизоре — на любом канале, на любой вкус. Не сработает одна, сработает другая. «Да как можно таких слушать?!» — возмущаются люди у нас здесь. Отвечу: «Жил бы ты там, нашлось бы и для тебя».

К примеру, Скабеева. Почему её люди слушают? Представьте себе на секундочку, что вы идёте мимо базара и слышите скандал. Хамоватая торговка с кем-то ругается. Вы останавливаетесь узнать, в чём дело, и, открыв рот, слушаете ту дрянь, которую она изрыгает из себя. А потом целый день ходите под впечатлением. Для кого-то нужен Соловьёв, для кого-то Киселёв, а кому-то подходят церковные пропагандисты.

— Кстати, и про патриарха Кирилла говорят: «Его Бог поставил».

— Простите, это только католики считают папу Римского наместником Бога на земле. В православии несколько по-другому. Но не секрет, что некоторые православные иерархи (не будем показывать пальцем) мечтают быть православным папой.

Поймите, антихристианская власть не будет гнать Церковь. Она будет подминать её под себя. Делать её одним из своих инструментов. И если ты честный священнослужитель, тебя не сошлют в лагерь, нет. Каким бы ты умным и добрым ни был, тебя обвинят во всех грехах и отправят на такой приход, где ты сможешь только трём волкам и двум медведям проповедовать. Умножат тебя на ноль.

— То есть Путину удалось подмять под себя и Церковь?

— К сожалению, то, что мы сейчас видим, представляет собой именно это. Но, пожалуйста, не нужно этим ни оскорбляться, ни смущаться.

И украинцам, которых переполняют эмоции, я говорю: «Ребята, не осуждайте россиян, обычных граждан, потому что неизвестно, какими в жутких условиях полицейского государства стали бы вы». Сейчас там уже распространяется система доносов. Есть люди, которые стараются остаться честными. Но что они могут сделать?

Мне жалко россиян и мне жалко Церковь в России. Российская власть подменяет православие «победобесием». Священник в проповеди десять раз упомянет власть и президента и только вскользь заметит о Христе. Вот и всё.

Происходит подмена понятий. В православие внедряются некие идеи и особенно идея «русского мира». Некоторые батюшки говорят: «Это ересь». Нет, это не ересь, это — дурь. Именно имперская дурь. Дело в том, что грекоязычные православные тоже страдают этой дурью, но по большей мере они её уже изжили. Оглядываясь по сторонам, они понимают, что время империй прошло. Однако и среди них находятся люди, которые на полном серьёзе утверждают: «Константинополь вновь будет нашим. Мы возродим империю по всему Средиземноморью».

Ребята, времена империй прошли, мир переформатировался! Он становится другим.

Одна из наших бед — православие достаточно консервативно. И в этом консерватизме всегда нужно придерживаться математического принципа «необходимое и достаточное». С одной стороны, «вместе с купелью ребёнка не выплеснуть» — не повредить чистоту церковного учения. С другой стороны — развиваться.

Когда говорят: «Раньше, в старину, было хорошо. Поэтому сделаем, как было когда-то…» Пожалуйста, скажите мне, назовите тот момент, в котором в православии всё было замечательно и именно к тому образу жизни мы должны вернуться. Что, отказываемся от электричества и опять живём при лучине, потому что самолёт — «бесовское изобретение»? Иконы образца только такого-то года? Облачение только такого фасона? Материалы в строительстве храмов должны быть только такими?

Но ребята… В худшем случае это грозит нам превращением в пейсатых хасидов, только с крестиками.

Церковь — живой организм. Она развивается, живёт. Да, мы все люди, совершаем какие-то ошибки. О чём-то можем судить неправильно. Но ведь для того нам Бог дал покаяние! Призывать людей к покаянию может лишь тот, кто сам умеет каяться.

— Отче, у меня такая мысль возникла. Мы все знаем историю благоразумного разбойника. Он всю жизнь грешил, убивал, грабил, нарушал закон, но на кресте покаялся, и Господь сказал: «Сегодня же будешь со Мной в Раю».

А я видел человека, у которого всё с точностью до наоборот. Вы его знаете. Это отец Андрей Ткачёв. Я когда-то брал у него интервью. Он построил два храма в Киеве на Шулявке, безусловно, многих людей привёл к вере. То есть человек всю жизнь работал на благо Церкви. И вот теперь говорит: «Бойтесь бандеровцев, они придут, вытащат вас из постели и зарежут». У меня возникло ощущение, что он перешёл на тёмную сторону.  

— Ещё раз возвращаюсь к тому, что я сказал. Российским властям нужны не умные и честные, а верные и покорные. В миллионный раз приведу замечательные слова писателя и христианского апологета Г. К. Честертона: «Мы очень часто хотим казаться святыми, не научившись сперва быть людьми». Перефразируя эти слова, я часто повторяю: «Не пытайтесь казаться правильными. Будьте честными». Просто будьте честными!

Я не умаляю заслуг отца Андрея Ткачёва, но о нём, а также о целом ряде церковных деятелей, здравствующих ныне и уже покойных, просто не хочу говорить. Эти люди мне лично не интересны. Можно было бы сказать: «Вы слушайте, когда он говорит о Христе, и не слушайте остальной его бред». Ну что с него взять? Он придворный проповедник. Я не знаю, каким бы я был на его месте. К счастью, я на его месте не оказался.

У священнослужителя, как у публичного человека, всегда есть такая опасность — «звёздочку поймать». Когда ты становишься уверен в своей непогрешимости и всё, что ты сказал, — голос Бога. Когда окружаешь себя льстецами. Еще раз скажу: «Бойтесь людей, на которых пожаловаться некому»! А кому можно пожаловаться на священника?

«Туда ему и дорога!»

— Отче, с россиянами всё понятно, общение с ними напоминает людей из какой-то жестокой секты…

— Подождите, а как же мы? Мой покойный папа говорил: «Сынок, нельзя подниматься, вытирая ноги об кого-то». Не старайся показать, что они хуже, покажи, что ты лучше.

Мы слышим в Псалтири: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 90, 19). Нужно научиться вообще людей прощать. Я сейчас не о том, что нужно простить российскую агрессию, но о прощении внутри украинского общества. Не берись исправить весь мир. Лучше почини кран в своём доме.

Господь сказал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). И ещё: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Можно сколько угодно прочитать книг о христианстве, слушать в YouTube разных проповедников, но это не сделает человека христианином.

Вспомним историю из Деяний апостольских про эфиопского евнуха (Деян. 8, 26-40), который читал Книгу пророка Исайи, и Господь привёл к нему апостола Филиппа. Потому что для обращения нужно не только глазами, но и сердцем увидеть настоящего христианина. Можно сколько угодно говорить о монашестве, но это не сделает его для тебя более понятным или привлекательным. Но если увидишь настоящего монаха, то поймёшь, зачем он, для чего и для Кого вот так живёт.

У нас, кстати, полно болячек, унаследованных отчасти от Российской, отчасти от Византийской империи. Например, мы привыкли переписывать свою историю. Как в Византии — был некий император, царедворцы и церковные мужи. Ему на смену пришёл новый: предшественника сверг, его детей оскопил и ослепил, чтобы императорами не стали, царедворцев умертвил. Патриарха прогнал и назначил нового. Точно так же и в истории Древней Руси с её княжескими склоками.

Не надо историю идеализировать, нужно относиться к ней, как к преданиям старины глубокой. В этом смысле показателен рассказ одного моего знакомого. Однажды он оказался в небольшом городишке и на центральной площади увидел памятник какому-то хмырю с дубиной или мечом. Рядом — школьный учитель и группа учеников, тот руками размахивает и что-то бурно детям объясняет. Мой знакомый переспросил: «Это памятник какому-то народному герою?» — «Да нет, что ты! Это враг-завоеватель. Пришёл, сжёг наш город, перевешал половину граждан… Учитель рассказывает об этом историческом событии и говорит, что если ещё раз сюда придёт подобный урод, гоните его поганой метлой!» «А чего ж вы памятник не снесли?» — удивляется мой знакомый. «А зачем? — отвечают ему. — Это наша история. Это то, что с нами было».

Так и святой Владимир Русь крестил, да, видать, не докрестил. Слишком много у нас языческих пережитков, которые мы никак не изживём. Для нас памятник — это идол. Ему нужно или поклоняться, приносить цветы, пирожки и на свадьбах фотографироваться. Или, коль кончилось его время, — обязательно свергнуть, повалить, разбить ему нос. Мы не можем относиться к памятнику как к памяти. Естественно, отбрасываем собственную историю и каждый раз, как рыбки гуппи, проживаем новый «День Сурка».

И ещё один вопрос, очень важный. Для нас сейчас самое главное — не дать себе озлобиться.  Это не значит, что мы должны спокойно сносить оккупацию и агрессию. Но время требует от нас и для нас научиться быть собой.

Я по себе заметил, что когда вижу фотографию сгоревшего российского танка, то радуюсь. Не скажу, что злорадствую. Но когда ловлю себя на этой мысли, стараюсь сразу же её в себе пресечь. Хотя эмоции говорят, что чем больше их, агрессоров, тут сгорит, тем лучше для моего народа.

Но я не хочу, чтобы моё сердце озлобилось. Не хочу, чтобы убивший дракона сам превратился в дракона. Это основная проблема солдата на войне. Поэтому, глядя на сожжённого в танке человека, я говорю: «Дурак ты, дурак! Что ты здесь забыл? Зачем ты сюда пришёл? Как же так получилось, что ты оказался не способен понять, что тебя обманывают? Тебе врут, что здесь все нацисты. Но сжёг тебя простой селянин…»

И мне этого дурака по-христиански жалко. Но как гражданин Украины я думаю: «Туда ему и дорога!»

— А как вам эта присказка про то, что 8 лет обстреливали Донбасс?

— Слушайте, ребята, да вы уже не как рыбки гуппи, а как улитки в аквариуме… Для вас не то что каждый день — каждый час как новый.

На просторах интернета всё есть. Сохранились свидетельства, как всё начиналось. Как неожиданно появился Стрелков со своей группой, как зашли «ихтамнеты», как постоянно из-за поребрика подливали масло в огонь. Как туда шёл «гуманитарный конвой», его обстреляли — и два дня затем взрывалась так называемая «гуманитарная помощь».

Источников информации достаточно. Просто включите аналитическое и критическое мышление.     

Меня часто спрашивают: «Как вы думаете, возможен ли мир, дружба с россиянами?» Я отвечаю: «Ну давайте так. Есть определённая категория честных, искренних людей в России. Более того, откровенно поддерживающих Украину. Да, нельзя огульно судить всех. Но в настоящее время государство Российская Федерация для нас — враг и страна-агрессор. А отношение к врагам и оккупантам у каждого честного человека должно быть однозначным».

Продолжение следует.

Друзі! Долучайтеся до створення простору порозуміння та єдності)

Наш проєкт — це православний погляд на все, що відбувається навколо Церкви і в Церкві. Відверто і чесно, на засадах взаємоповаги, християнської любові та свободи слова ми говоримо про те, що дійсно хвилює.

Цікаві гості, гострі запитання, ексклюзивні тексти — ми існуватимемо й надалі, якщо ви нас підтримаєте!

Картка Приватбанка: 5168 7520 0354 6804 (Комінко Ю.М.)

Ви донатите — ми працюємо) Разом переможемо!

Читати далі: